ПЯТИГОРСКИЙ      ИНСТИТУТ КУРОРТНОЙ    РЕКРЕАЦИИ И  ГОСТЕПРИИМСТВА - ФИЛИАЛ  РОССИЙСКОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ   АКАДЕМИИ ТУРИЗМА

 

Главная | Услуги  | О нас | Студенту | Абитуриенту | Контакты |

ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ

4. Содержание подготовки специалистов

 

4.1. Анализ рабочих учебных планов и рабочих учебных программ
4.2. Информационно-методическое обеспечение учебного процесса
4.3. Организация учебного процесса

 

По аттестуемой специальности подготовка специалистов осуществляется по учебным планам, разработанным на базе ГОС второго поколения. Учебные планы по структуре циклов, перечню дисциплин циклов, объему часов, отведенных на их изучение, соотношению теоретической и практической подготовки, формам и количеству промежуточных аттестаций по представленной к аттестации специальности соответствует требованиям государственного образовательного стандарта.

Профессиональные образовательные программы по аттестуемой специальности сформированы из дисциплин федерального и регионального компонента. На учебные планы филиала имеются положительные заключения Информационно-методического центра (г. Шахты).

Название специальности соответствует ГОС ВПО и классификатору специальностей высшего профессионального образования.
Расписание занятий, содержание зачетных книжек студентов, проведение промежуточных форм контроля (зачетов и экзаменов), соответствуют учебному плану.
По всем дисциплинам учебных планов аттестуемой специальности имеется соответствующее методическое обеспечение, разработанное кафедрами. В рабочих учебных программах по всем дисциплинам аттестуемой специальности имеется предусмотренный ГОС необходимый минимум дидактических единиц. В процессе обучения программы пересматриваются для внесения необходимых изменений.
Максимальный объем общей учебной нагрузки студента не превышает 54 часов в неделю. При очной форме обучения обязательные аудиторные занятия (без учета занятий по физической культуре и факультативным дисциплинам) составляют 27 часов в неделю.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов является обязательным элементом учебного процесса филиала. Конкретные виды внеаудиторной работы студентов устанавливаются в соответствии с содержанием и характером учебной дисциплины, формой обучения студентов и описываются в учебно-методических комплексах, разработанных Академией по каждому включенному в учебный план учебному курсу.
В зависимости от характера дисциплины самостоятельная работа студентов представлена в виде выполнения курсовых работ, подготовки эссе и рефератов, выполнения индивидуальных контрольных заданий, прохождения промежуточных тестов, работы с дополнительными источниками литературы, анализа конкретных ситуаций («кейсов»), подготовки материалов для участия в деловой игре или выполнения группового проекта. Кроме того, по ряду курсов студентам предлагается тематика для проведения самостоятельного научного исследования, подготовки статей и аналитических обзоров по одному или нескольким объектам предметной области учебной дисциплины.

Рабочие учебные планы основной образовательной программы по реализуемой филиалом специальности высшего профессионального образования содержат все установленные соответствующими ГОС циклы дисциплин:
• Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (ГСЭ)
• Общие математические и естественнонаучные дисциплины (ЕН)
• Общепрофессиональные дисциплины (ОПД)
• Специальные дисциплины (включая дисциплины специализации) СД (ДС)
• Факультативные дисциплины
Общая трудоемкость циклов дисциплин отвечает нормативам, указанным в стандартах по соответствующей специальности высшего профессионального образования.
В соответствии с требованиями ГОС трудоемкость циклов ГСЭ, ЕН, ОПД распределяется между дисциплинами федерального компонента, регионального компонента и дисциплинами по выбору студента. Трудоемкость цикла СД (ДС) распределена между обязательными дисциплинами ГОС по специальности, дисциплинами по выбору студента и дисциплинами специализаций.
Проведем сводный анализ состава, структуры трудоемкости и общего объема часов по каждому циклу дисциплин.

Структура общей трудоемкости цикла ГСЭ по учебным планам аттестуемой специальности представлена в таблице 4.1.1
 

Таблица 4.1.1

Структура трудоемкости цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин аттестуемой специальности

Наименование компонента цикла

Код специальности по ОКСО (перечню)

080507 (061100)

Федеральный компонент

1260

Региональный (вузовский) компонент

270

Дисциплины по выбору

270

ИТОГО

1800

Федеральный компонент цикла ГСЭ новых специальностей составляет 70% общей трудоемкости цикла. В Федеральный компонент цикла в обязательном порядке входят дисциплины «Отечественная История», «Иностранный язык», «Философия», «Физическая культура», а также «Экономическая теория», остальные перечисленные в ГОС дисциплины федерального компонента включены в блок дисциплин по выбору данного цикла.

Дисциплины регионального компонента, а также дисциплины по выбору цикла ГСЭ в учебных планах специальностей, составляют по 15% общей трудоемкости цикла ГСЭ.

 В целом структура цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин представленных к аттестации специальностей высшего профессионального образования по перечню содержащихся дисциплин, общему объему часов и распределению трудоемкости отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта.

 Рассмотрим общую структуру трудоемкости цикла общих математических естественнонаучных дисциплин (таблица 4.1.2). 

Таблица 4.1.2

 Структура трудоемкости цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин аттестуемой специальности 

Наименование компонента цикла

Код специальности по ОКСО (перечню)

080507 (061100)

Федеральный компонент

1120

Региональный (вузовский) компонент

140

Дисциплины по выбору

140

ИТОГО

1400

Федеральный компонент цикла ЕН  составляет 80% общей трудоемкости цикла. В федеральный компонент цикла специальности в обязательном порядке входят дисциплины «Математика», «Информатика», «Концепции современного естествознания».

Дисциплины регионального компонента в учебных планах филиала, разработанных в соответствии с ГОС, составляет 10% общей трудоемкости цикла. Региональный компонент сформирован из дисциплин математического и информационного блока, дополняющих и раскрывающих дисциплины федерального компонента.

На реализацию дисциплин по выбору в учебных планах отведено 10% общей трудоемкости цикла ЕН. Дисциплины, входящие в блок, позволяют углубить подготовку студента в области естественных наук, подкреплены использованием прикладного профессионального программного обеспечения (например, дисциплины «Исследование операций в экономике»), отражают современные тенденции развития инфраструктуры экономики (например, дисциплина «Базы данных») и позволяют реализовать индивидуальные интересы студента в области математических и информационных наук.

В целом структура цикла ЕН представленной к аттестации специальности высшего профессионального образования по перечню содержащихся дисциплин, общему объему часов и распределению трудоемкости отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта.

 Рассмотрим структуру трудоемкости Цикла общепрофессиональных дисциплин (таблица 4.1.3).

Таблица 4.1.3

Структура трудоемкости цикла общепрофессиональных дисциплин аттестуемой специальности 

Наименование компонента цикла

Код специальности по ОКСО (перечню)

080507 (061100)

Федеральный компонент

1760

Региональный (вузовский) компонент

220

Дисциплины по выбору

220

ИТОГО

2200

Федеральный компонент составляет около 72% общей трудоемкости цикла ОПД. В Федеральном компоненте представлены все обязательные дисциплины, установленные ГОС специальности подготовки дипломированных специалистов.

На освоение дисциплин по выбору в учебном плане отводится  10% общей трудоемкости цикла. Перечень и направленность дисциплин по выбору позволяют студенту углубить знания, полученные при изучении обязательных дисциплин цикла, а также реализовать индивидуальные потребности в приобретении знаний из предметных областей смежных наук.

В целом структура цикла общепрофессиональных дисциплин представленной к аттестации специальности высшего профессионального образования по перечню содержащихся дисциплин, общему объему часов и распределению трудоемкости отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта.

 Рассмотрим общую структуру трудоемкости цикла специальных дисциплин (таблица 4.1.4.).

Таблица 4.1.4 

Структура трудоемкости цикла специальных дисциплин аттестуемой специальности 

Наименование компонента цикла

Код специальности по ОКСО (перечню)

080507 (061100)

Федеральный компонент

1292

Региональный (вузовский) компонент

450

Дисциплины по выбору

816

ИТОГО

2758

Трудоемкость цикла распределяется, в основном, между обязательными дисциплинами стандарта соответствующих специальностей и дисциплинами специализаций. В учебные планы специальностей включены все обязательные дисциплины соответствующих Государственных образовательных стандартов данного цикла.

На изучение дисциплин специализации, в зависимости от специальности, в различных программах филиала отведено от 30 до 60% общей трудоемкости цикла. Направленность реализуемых филиалом специализаций соответствует профилю специальности. Дисциплины, входящие в специализации, основываются на результатах работы научно-педагогических школ кафедр академии и филиала и имеют практическую направленность.

В целом структура цикла СД представленной к аттестации специальности высшего профессионального образования по перечню содержащихся дисциплин, общему объему часов и распределению трудоемкости отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта.

 В целом рабочие учебные планы Филиала по реализуемой специальности отвечают всем установленным соответствующим Государственным образовательным стандартом требованиям. 

Анализ рабочих учебных программ на соответствие требованиям Государственного образовательного стандарта 

Все включенные в рабочие учебные планы филиала дисциплины по формам обучения обеспечены рабочими учебными программами, содержание которых отвечает дидактическим единицам Государственного образовательного стандарта и методическим требованиям к подготовке специалистов. Учебные программы дисциплин обновляются не реже чем один раз в два года. При актуализации программ учитываются изменения в инфраструктуре и современном состоянии российской экономики, изменения в законодательстве, тенденции развития экономической науки и практики.

 Структура учебной программы для любой дисциплины едина и включает в себя следующие разделы:

 -         организационно-методические указания, в которых отражаются цели и задачи изучения дисциплины;

-         требования профессиональных образовательных программ: знания, умения и навыки, которые должен приобрести студент в результате изучения данной дисциплины;

-         основные виды занятий и особенности их проведения, виды текущего, промежуточного и рубежного контроля;

-         содержание тем программы, последовательное изложение тем в виде вопросов, с распределением часов по темам;

-         тематика курсовых работ;

-         список учебной литературы, необходимой для овладения предметом.

Анализ перечней основной и дополнительной литературы, указанной в рабочих учебных программах, показывает, что подготовка студентов осуществляется на основе современных информационных источников, год издания рекомендуемых в рабочих учебных программах учебников и учебных пособий не превышает пятилетней давности.

Важное значение придается методическому обеспечению самостоятельной работы студентов. С этой целью в дополнение к учебной программе по каждой дисциплине Академией разрабатывается Руководство по изучению курса (дисциплины).

 Руководство по изучению дисциплины представляет собой методические указания для студента, обеспечивающие его навигацию в процессе освоения содержания дисциплины. Руководство по изучению дисциплины подробно раскрывает каждую тему учебной программы, содержит четкие рекомендации по организации самостоятельной работы (подготовке к занятиям, включая подготовку к участию в чатах или форумах на образовательном сервере), ориентирует в содержании основных и дополнительных учебных материалов, содержит ссылки на сайты профильных организаций и другие источники информации Интернет по предмету изучаемой дисциплины.

За оперативную подготовку оригинал-макета руководства по изучению отвечает Учебно-методический центр, качественное полиграфическое исполнение осуществляется с привлечением сторонних издательств и типографий. Каждый студент к началу изучения дисциплины обеспечивается учебно-методическими материалами по ней.

В филиале имеется полный набор методической документации по организации практик студентов. Тематика практик отражает потребности профессиональной деятельности специалиста и необходимость овладения навыками профессионального решения проблем.

Филиал располагает богатым набором диагностических средств промежуточной и итоговой аттестации студентов. Они включают: тематику письменных работ, компьютерные тесты, вопросы экзаменационных билетов. Анализ диагностических средств показывает, что они ориентированы на эффективный контроль качества подготовки специалистов.

Учебная литература, рекомендуемая в программах дисциплин и практик, отражает современные тенденции развития науки и практики определенной области профессиональной деятельности (экономика, менеджмент, маркетинг и др).

Требования к выпускникам, предусмотренные ГОС, находят свое отражение в программах дисциплин и практик, организации промежуточной и итоговой аттестации, а также диагностических средств оценки знаний студентов.

 Итоговые государственные испытания проводятся на последнем курсе в два этапа: государственный экзамен по специальности и защита дипломного проекта (работы). По каждому из этих видов испытаний разработаны методические рекомендации, обеспечивающие подготовку и успешное проведение этих испытаний. Анализ тематики дипломных проектов показывает, что они соответствуют актуальности и сложности проблем, целям глубокой оценки качеств подготовки специалистов, и потребностям эффективной профессиональной деятельности выпускника.

 В целом, обеспечение основных образовательных программ филиала учебными программами и другими организационно-методическими материалами отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта.

В течение аттестуемого периода в филиале была введена процедура обязательной ежегодной актуализации рабочих учебных планов и рабочих учебных программ.

 Введение процедуры актуализации является одним из результатов работы филиала по практическому применению системы управления качеством подготовки специалистов. Данная процедура основывается на результатах мониторинга учебного процесса, данных об актуализации учебно-методического обеспечения дисциплин, результатах исследования инфраструктуры рынка труда и анализе отзывов и потребностей работодателей.

 Актуализация учебных планов осуществляется по нескольким направлениям. Первое из них - это актуализация содержания и распределения видов работ по дисциплине. Данный вид актуализации затрагивает, как правило, дисциплины регионального компонента и дисциплины по выбору. Необходимость корректировки объемов работ по дисциплине обычно связана с  изменениями в содержании курса, которые могут быть вызваны внешними (изменение законодательной базы, развитие предметной области) или же внутренними причинами: например, потребность отражения в учебном процессе результатов научного исследования, накопление достаточного потенциала по специализированным новационным учебным курсам.

 При внедрении в учебный процесс по дисциплине профессиональных прикладных программ или комплекса программного обеспечения требуется изменение соотношения видов работ. Также на изменение распределения видов работ по дисциплине могут оказывать влияние результаты мониторинга качества учебного процесса и успеваемости студентов.

 Второе направление актуализации - внедрение новых учебных дисциплин. Данный вид актуализации позволяет руководству филиала оперативно реагировать на потребности преподавателей и студентов, дает возможность реализации творческих инициатив профессорско-преподавательского состава, позволяет активно вовлекать в учебный процесс новых преподавателей. Все это создает благоприятные условия для поддержания притока в учебный процесс инновационных курсов, фундамент которых составляют актуальные научные исследования, изменения в инфраструктуре экономики и потребностях рынка труда.

Так в течение аттестуемого периода в учебных планах филиала появились новые дисциплины информационного и математического блоков: «Информационные технологии в туристском бизнесе».

Процедура актуализации учебных планов затрагивает все элементы профессиональных образовательных программ и является «отправной точкой» для формирования планов подготовки учебно-методического, кадрового и материально-технического обеспечения учебного процесса филиала на следующий учебный год. 

В целом, можно сделать вывод, что в филиале сформирована и начала функционирование система управления содержанием профессиональной образовательной программы.

4.2.  Информационно-методическое обеспечение учебного процесса

Филиал обеспечивает каждого студента основной учебной и учебно-методической литературой, учебными пособиями, научной литературой и периодическими изданиями, необходимыми для осуществления образовательного процесса по всем дисциплинам профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Для реализации данных задач в филиале функционирует библиотека.

Анализ обеспеченности образовательных программ филиала

библиотечными фондами 

Основным подразделением, обеспечивающим учебный процесс учебными и учебно-методическими материалами, является библиотека филиала.

В настоящий момент библиотека филиала насчитывает 5600 экземпляров учебной и научной литературы. Он представлен научной 672 (12%), учебной 4200 (75%), художественной 520 (8%), зарубежной  208 (5%) литературой. Фонд включает в себя 89 электронных версий учебных материалов.

Состав фондов библиотеки и организация ее работы удовлетворяют требованиям Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения, утвержденного приказом Минобразования России от 27.04.2000 № 1246.

 Общая площадь библиотеки составляет 75 кв.м. Библиотека оснащена компьютерной техникой, объединенной в локальную вычислительную сеть, и располагает множительной аппаратурой.

За аттестуемый период в целом наблюдалась положительная динамика увеличения состава фондов (таблица 4.2.1)

 Таблица 4.2.1  

Количественный состав фонда библиотеки 

 

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Общий фонд (всего):

в экземплярах

в названиях

 

3070

260

 

3888

289

 

4623

317

 

5388

384

 

5600

402

В том числе (экз.):

научная литература

учебная литература

художественная литература

зарубежная литература

 

515

2191

341

23

 

530

2820

397

141

 

607

3437

412

167

 

624

4080

490

194

 

672

4200

520

208

Структура фонда по видам литературы на протяжении аттестуемого периода в среднем оставалась неизменной. Более половины общего фонда составляют учебные издания. Более наглядно структура фонда библиотеки по состоянию на отчетный период представлен на рис. 4.2.1.

Рисунок. 4.2.1. Структура фонда библиотеки филиала

 Вопрос книгообеспеченности учебных курсов - главный в работе библиотеки. К началу каждого семестра совместно с кафедрами осуществляется распределение учебной литературы. Комплектование книжного фонда происходит совместно с кафедрами. По согласованным заявкам осуществляется закупка литературы для пополнения и модернизации библиотечных фондов.

 Таблица 4.2.2        Поступления 

 

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Книги и брошюры

экземпляров

названий,

в т.ч. внутривузовские

названия

экземпляры

 

818

29

 

21

248

 

1880

54

 

17

185

 

735

28

 

15

165

 

765

67

 

12

148

 

212

18

 

11

135

Периодические издания

экземпляров

названий

 

7

7

 

8

8

 

10

10

 

12

12

 

12

12

По видам литературы

научной

учебной

 

515

191

 

15

529

 

77

617

 

17

643

 

48

120

Средняя экземплярность

учебной литературы

научной литературы

 

1,7

1,0

 

2,5

1,2

 

3,2

1,9

 

4,1

2,5

 

5,1

3,2

 

В последние годы существенно возросло количество студентов, обслуживаемых библиотекой (таблица 4.2.3).

 Таблица 4.2.3 Количество обслуживаемых читателей 

Категории читателей

Количество

 

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Студенты

57

89

95

104

118

Профессорско-преподавательский состав

4

7

9

14

16

Фактически обслуженные читатели

61

96

104

118

134

 

За анализируемый период посещаемость библиотеки постоянно возрастала. Это вызвано, с одной стороны, заинтересованностью студентов в учебных пособиях, и с другой стороны, является результатом работы филиала по стимулированию самостоятельной исследовательской и познавательной работы студентов в процессе освоения дисциплин. Также возросла книговыдача (таблица 4.2.4).

  

Таблица 4.2.4 Книговыдача 

Виды литературы

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Научная

107

161

246

292

334

Учебная

247

520

928

1592

2106

Зарубежная

11

17

24

33

42

 

Обеспеченность студентов основной учебной и учебно-методической литературой из фондов филиала представлена в таблице 4.2.5.

  

Таблица 4.2.5

Обеспеченнось студентов основной учебной и учебно-методической литературой из фонда филиала 

Блок дисциплин

Реальная обеспеченность литературой (экз. на одного обучающегося)

Степень новизны и качества учебной литературы

 

 

Учебная

Учебно-методи ческая лит-ра

 

 

Общее количество названий

 

 

Процент изданий, вышедших за последние

5 лет**

 

 

Процент изданий с грифом*

 

 

 

 

Всего

Процент изданий с грифом*

Общие гуманитарные и социально-экономические

3,2

60

12

1774

98

61

Общие математические и естественнонаучные

1,35

65

14

1640

62

64

Общепрофессиональные

2,59

75

26

3030

60

74

Специальные

4,53

71

34

3332

80

72

  

* Гриф федеральных органов управления образования, других федеральных органов исполнительной власти РФ, учебно-методических объединений.

** Для циклов общих математических и естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин - за последние 10 лет.

 

 С учетом степени устаревания литературы, фонд библиотеки укомплектован изданиями основной учебной литературы, вышедшими за последние 5 лет: по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин - на 60%, по циклу общепрофессиональных дисциплин - на 28%, по циклу специальных дисциплин - на 80%; вышедшими за последние 10 лет: по циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин - на 62%.

Характеристика обеспеченности студентов дополнительной литературой из фондов филиала представлена в таблице 4.2.6.

  

Таблица 4.2.6 

Обеспеченность студент  дополнительной литературой 

Тип издания

Количество названий

Число экземпляров (комплектов)

1. Официальные издания: сборники законодательных ак­тов, нормативно-правовых документов и кодексов Российской Федерации (отдельно изданные, продолжающиеся и периодические)

11

52

2. Периодические, массовые, центральные, местные, общественно-политические издания

3

3

3. Отраслевые периодические издания по профилю реализуемых образовательных программ

14

14

4. Справочно-библиографическая литература:

а) энциклопедии

4

4

б) отраслевые справочники (по профилю образовательных программ)

12

47

в) отраслевые словари (по профилю образовательных программ);

5

8

г) библиотечные пособия; текущие отраслевые (издания ИНИОН, ВИНИТИ, Информкультуры ГРБ и др.), ретроспективные отраслевые (по профилю образовательных программ)

2

3

5. Научная литература

181

672

6. Информационные базы данных (по профилю образова­тельных программ)

2

2

 

 В библиотеке используются современные информационные технологии, ориентированные на повышение эффективности обслуживания читателей. Библиотека предоставляет доступ к электронным каталогам и полнотекстовым электронным учебным материалам в среде ИНТЕРНЕТ.

 

 Оценка обеспеченности образовательных программ филиала собственными учебно-методическими разработками

  

В последнее время происходит постоянное удорожание учебников и учебно-методической литературы, а также подписных изданий, что усложняет обеспечение учебного процесса литературой в полном объеме. В связи с этим за аттестуемый период резко возросли объемы внутривузовских изданий учебно-методической литературы (таблица 4.2.7), распространяемой среди студентов бесплатно.

Таблица 4.2.7

  Учебники и учебно-методические пособия, подготовленные преподавателями Академии и Филиала 

Год

Выпуск учебников и учебно-методических пособий

 

Всего

С грифом  федеральных органов исполнительской власти

 

Всего

Штатными преподавателями

Всего

Штатными преподавателями

2004

1

1

1

1

2005

7

6

-

-

2006

10

7

-

-

 

 Данная учебная литература разработана преподавателями академии и филиала.

 

Важным показателем является выход учебных пособий с грифом федеральных органов исполнительной власти.

В целях повышения качества образовательного процесса для обеспечения реализуемых филиалом образовательных программ учебно-методическими материалами активно используются передовые образовательные технологии.

 

С 2003 года для обеспечения учебного процесса используется серия CD, содержащих сборники учебно-методических материалов для обучения по специальности высшего профессионального образования в области менеджмента. Данными CD ежегодно обеспечиваются все студенты филиала. Размещенные материалы предназначены для использования студентами, обучающимися по очной и заочной формам обучения.

 

В процессе обучения используются Интегрированные учебные курсы, представляющие собой систематически изложенный учебный материал с элементами интерактивности, охватывающий содержание ряда контекстнозависимых учебных дисциплин одного уровня и представленный в форме, отражающей принятые международным образовательным сообществом стандарты для учебников на электронных носителях информации.

 

Разработку курсов осуществляют  коллективы, в состав которых входят преподаватели академии, филиала, менеджеры, а также эксперты, оценивающие качество интеграции учебного материала.

Применение подобных интегрированных курсов, разработанных в единой технологической среде на базе единых стандартов, значительно повышает эффективность учебного процесса. Опыт использования интегрированных учебных курсов указывает на ряд таких преимуществ:

 

       а)         студенты в процессе изучения каждого модуля имеют четкое представление о его месте и роли в общей схеме обучения. Они могут отследить взаимосвязи с другими предметными областями и воспринимают учебный материал комплексно. Одновременно у учащихся формируются навыки и компетенции в рамках предметной области конкретного модуля;

 

     б)          при помощи телекоммуникационных технологий студенты, проживающие в регионах, имеют возможность получить образовательные услуги высокого качества.

 

В целом обеспеченность учебного процесса собственными учебными и учебно-методическими материалами является достаточной и позволяет поддерживать необходимый уровень качества образовательной деятельности филиала. Однако, для более эффективного ведения образовательного процесса необходимо пополнение и обновление справочно - библиографической литературы.

 

 Оценка программно-информационного обеспечения учебного процесса

 

 На площадках, где филиал реализует свои образовательные программы, установлено компьютерное оборудование, отвечающее всем современным требованиям. Все приобретенные в последнее время компьютеры построены на базе процессоров Intel Pentium IV® не ниже 1500 MHz (или аналогичных), с оперативной памятью не ниже 128 Mb, с емкостью HDD не менее 20 Gb, с видеопамятью не менее 16 Mb и обязательным наличием звуковых карт.

 

Филиал располагает компьютерным парком в объеме 12 ПЭВМ. На учебных площадях оборудовано 1 стационарный компьютерный класс. Помимо компьютеров учебный компьютерный класс филиала оснащены дополнительным демонстрационным оборудованием: мультимедийными проекторами, экранами, класс оборудован локальными компьютерными сетями с выходом в глобальную компьютерную сеть Интернет.

 

За анализируемый период существенно возросло использование компьютерного времени в учебном процессе. Потребность в использовании компьютерной техники для обеспечения учебного процесса по дисциплинам возросла в среднем по филиалу в 2 раза. Также, по сравнению с 2006 годом увеличилась доля времени, затрачиваемая на работу в компьютерных классах с 38% в среднем по Филиалу в 2006 г. до 45% в 2010 г.

 

Увеличение использования компьютерного времени вызвано с одной стороны, расширением и модернизацией компьютерного парка филиала, а с другой стороны внедрением в учебный процесс современных пакетов прикладных профессиональных программ, предназначенных для обеспечения учебного процесса по дисциплинам.

 

Для обеспечения учебного процесса филиала на учебных серверах и в компьютерном классе установлены такие программные продукты как информационно-правовая система «Консультант-плюс», «1-С Бухгалтерия».

 

С целью внедрения новых информационных технологий в учебную, научно-исследовательскую, научно-методическую работу и административно-управленческую деятельность в филиале созданы локальные вычислительные сети и обеспечен выход в Интернет.

 

Для демонстрации иллюстративного материала и использования ресурсов образовательного сервера филиал использует мультимедийный проектор и ПЭВМ.

 

В связи с постоянным развитием информационной инфраструктуры филиала и увеличением потребностей в средствах коммуникаций для обеспечения учебного процесса, установлено несколько серверов, на которых размещены образовательные ресурсы, сайты и система корпоративной электронной почты. Все серверы подключены к глобальной компьютерной сети Интернет.

 

 4.3.        Организация учебного процесса

 

Организация учебного процесса в филиале по  формам обучения осуществляется на основе разработанных и утвержденных ученым советом академии образовательных программ.

 

В организации учебного процесса принимают участие  структурные и функциональные подразделения академии и филиала. Координирующую роль в данном процессе выполняет деканат. Работу деканата непосредственно курирует декан факультета «Менеджмента».

 

Для четкой организации движения информационных потоков, определения взаимосвязи и степени ответственности каждого участника учебного процесса при его планировании и организации в академии и филиале разра­ботан комплект внутренней организационно-методической и нормативно-распорядительной документации. Вопросы планирования и организации учебного процесса академии и филиала регламентируются:

 

  Требованиями к разработке и условиям реализации основных образовательных программ Государственных образовательных стандартов реализуемой филиалом специальности;

  Положением об организации учебного процесса;

  Положением об учебно-методической работе преподавателя;

  Положением о текущей аттестации студентов;

  Положением о практике;

  Положением о дополнительном образовании;

  Нормативами педагогической нагрузки;

  Положением об итоговой государственной аттестации студентов и рядом других нормативных документов.

 

На основании информации утвержденных рабочих учебных планов по специальности по формам обучения формируются графики учебного процесса, утверждаемые директором филиала на следующий учебный год. Графики учебного процесса являются основой для формирования планов кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса филиала.

 

Анализ расписания занятий студентов показывает, что перечень учебных дисциплин находится в полном соответствии с рабочим учебным планом по специальности.

 

Распределение аудиторного времени по видам работы студента, последовательность изучения тем дисциплин соответствует рабочим учебным программам. Расписание занятий составлено с учетом рационального использования аудиторного фонда и технических средств обучения и телекоммуникационных средств. Трудоемкость учебных занятий находится в пределах требований Государственного образовательного стандарта.

 

Расписание экзаменационных сессий по количеству отведенных недель, перечню дисциплин отвечает рабочим учебным планам. Время между экзаменами распределяется равномерно и является достаточным для подготовки студентов.

 

Анализ организации учебного процесса показывает, что в филиале значительное внимание уделяется последовательности и логичности изучения учебных дисциплин и промежуточному контролю качества освоения этих дисциплин с учетом их концептуального взаимодействия. Для этого используются внутрисеместровые аттестации, которые проводятся в виде контрольных письменных работ, компьютерных тестов. Анализ форм промежуточных аттестаций отражает их достаточную эффективность в освоении курсов, получения необходимых знаний.

 

Практическая подготовка студентов предполагает различные формы проведения занятий: семинары, тренинги, деловые игры, компьютерные практикумы.

 

В учебном процессе филиала применяются различные виды самостоятельной работы студента, которые обеспечиваются как традиционными видами работы (изучение литературных источников, выполнение контрольных заданий) так с помощью современных информационно-телекоммуникационных технологий.

 

В целом используются следующие виды организации самостоятельной работы студентов:

 

1.     Подготовка к семинарским занятиям:

 

-   изучение лекционного материала - прочтение лекций, как базы для подготовки к семинарским занятиям, в ходе которого студент должен определить «узловые» моменты и выделить проблемы;

-   изучение дополнительной литературы - прочтение дополнительной литературы для подготовки к семинарским занятиям по вопросам, неосвещенным или не полностью освещенным в лекционном материале;

-   подготовка докладов, проблемных лекций, кейсов - оформление докладов, проблемных лекций и кейсов для активного участия студентов в процессе семинарского занятия.

 

2.     Работа над курсовыми, контрольными работами и рефератами:

 

-   работа в библиотеке и изучение материала - изучение основной и дополнительной литературы, необходимой для написания работы, а также формирование техники поиска необходимой информации у студента;

-   написание курсовых, контрольных работ и рефератов.

 

3.               Работа с нормативными актами и специализированной литературой - изучение нормативного пространства, регулирующего деятельность экономических субъектов в современных условиях, что позволяет студенту быстро ориентироваться в изменяющемся правовом поле и мыслить на стыке экономических и юридических категорий.

 

Важная роль в организации учебного процесса филиала отведена практической подготовке студентов. Порядок организации и схема взаимодействия структурных подразделений филиала в процессе организации практик регламентируется Положением о практике. Вид и продолжительность практик соответствует нормативам, указанным в Государственном образовательном стандарте и утвержденных рабочих учебных планах филиала.

 

По каждому виду практики разработана программа. Программы практики как производственной, так и преддипломной, в целом соответствуют требованиям образовательных стандартов и учитывают возможность приобретения студентами практических навыков по выбранной специальности (специализации), что способствует выработке умения применять полученные навыки при решении конкретных  вопросов.

 

Прохождение практики завершается подготовкой отчета о выполнении заданий практики и его защитой. Отчеты по практике в основном соответствуют требованиям, предъявляемым к отчетам данного вида в программах практики.

 

Филиал имеет достаточный набор базовых предприятий для проведения учебных и производственных практик. Анализ отзывов руководителей практик положительны, в них подчеркивается достаточно высокий уровень подготовки студентов.

 

Студенты заочной формы обучения в основном работающие, проходят практику на своем предприятии.

 

В настоящее время филиал осуществляет образовательную деятельность на учебных площадках общей площадью 1430,3 кв. м.

 

Наличие в филиале компьютерного класса, аудиторного фонда, оборудованного современной вычислительной и оргтехникой, свидетельствует о достаточности учебно-лабораторной базы для реализации образовательных программ.

 

В целом можно сделать вывод, что организация учебного процесса в филиале осуществляется в соответствии с утвержденной основной образовательной программе и удовлетворяет требованиям к условиям реализации образовательной программы, установленным в Государственном образовательном стандарте.

 

Таким образом, организация учебной и самостоятельной работы студентов, использование современных информационных и образовательных технологий, организация прохождения практик, текущей и итоговой аттестации студентов направлено на создание необходимых условий для обеспечения реализации содержания образовательной программы Филиала по всем уровням, формам и технологиям обучения.

 

Проанализировав результаты работы структурных подразделений филиала в области содержания подготовки специалистов, эксперты комиссии по самообследованию выявили следующие недостатки:

 

1.   Анализ распределения трудоемкости образовательной программы высшего профессионального образования по видам работы студента показывает небольшое превалирование времени, отведенного на аудиторные занятия, над временем, отведенным на самостоятельную внеаудиторную работу.

В связи с этим, можно рекомендовать деканату сократить время на реализацию аудиторных видов работы студента и увеличить за счет этого долю самостоятельной работы.

 

2.  Анализ обеспеченности дисциплин учебно-методическими материалами показывает, что не все учебно-методические комплексы в одинаковой степени укомплектованы материалами различных видов.

 

 В этой связи можно рекомендовать заведующим кафедр и деканату обеспечить сокращение данного разрыва.

 

На основании анализа рабочих учебных планов, рабочих учебных программ, обеспеченности дисциплин учебно-методическими материалами можно сделать вывод, что содержание подготовки специалистов по разработанным в Пятигорском институте курортной рекреации и гостеприимства - филиале негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования  - Российская международная академия туризма основной образовательной программы высшего профессионального образования соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта.

 

Содержание

Введение
1. Организационно-правовое обеспечение деятельности Пятигорского института курортной рекреации и гостеприимства - филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования - Российская международная академия туризма
2. Структура филиала и система его управления
3. Структура подготовки специалистов

4. Содержание подготовки специалистов
4.1. Анализ рабочих учебных планов и рабочих учебных программ
4.2. Информационно-методическое обеспечение учебного процесса
4.3. Организация учебного процесса
5. Качество подготовки специалистов
5.1. Уровень требований при приеме
5.2. Качество знаний студентов по результатам текущей и промежуточной аттестации

5.3. Качество знаний студентов по итоговой аттестации выпускников
5.4. Качество знаний выпускников по результатам самообследования.
5.5. Востребованность выпускников

6. Условия, обеспечивающие качество подготовки специалистов
6.1. Качество кадрового обеспечения подготовки специалистов

6.2. Качество научно-исследовательской и научно-методической работы

6.3. Качество материально-технической базы
7. Выводы и рекомендации комиссии по самообследованию


 

 

 

bankrupt
free credit reports
  personal bankruptcy
  Student Loan
mortages mortage loan
debt help make money at home interest calculator debt settlement bad credit loans mortgage interest rate
Хостинг от uCoz