7. Выводы и рекомендации комиссии по самообследованию
Результаты
проведенного самообследования позволяют сделать вывод о том, что в
филиале созданы условия для образовательной деятельности.
Контрольные нормативы лицензии - контингент обучающихся, приведенный
к общей форме обучения, качественный состав
профессорско-преподавательских кадров, обеспеченность обязательной
литературой - выполняются полностью.
Контингент обучающихся, приведенный к очной форме обучения,
составляет 83 человека.
Расширение контингента подготавливаемых специалистов привело к
необходимости внесения изменений в структуру филиала. Было открыто 2
кафедры.
Интенсивно развивается материально-техническая база филиала. В
настоящий момент филиал осуществляет учебную и научную деятельность
в учебных корпусах общей площадью 1430,3 кв. м.
Компьютерный парк вырос более чем в 1,5 раза, более 90% сотрудников
и преподавателей филиала имеют доступ в Интернет.
Последовательно обновляется содержание образования, внедряются
активные методы, новейшие методики и технологии обучения на базе
оснащения учебного процесса современным оборудованием и
вычислительной техникой.
Увеличились объемы учебно-методической и научно-исследовательской
работы, о чем свидетельствует возросший объем публикаций учебников,
учебных пособий, методической литературы, монографий, научных статей
и т.п.
Обеспеченность обязательной учебно-методической литературой
составляет 2,64 экземпляра на одного обучающегося.
Научно-исследовательская работа подчинена не только проблемам
совершенствования содержания и методического обеспечения учебного
процесса, но и связана с разработками в области прикладных
исследований по широкому спектру наук.
Филиал располагает высококвалифицированными кадрами. Лица, имеющие
ученую степень, ученое звание составляют 61 % общей численности
профессорско-преподавательского состава.
В филиале разработаны документы, связанные с порядком и организацией
работы коллектива, выполнением функциональных обязанностей по
подразделениям. Создан комплект нормативных документов по
организации учебного процесса, который представляет собой
завершенный блок обеспечения всех видов и форм образовательного
процесса. Анализ основной профессиональной программы по аттестуемой
специальности позволяет сделать вывод о том, что она соответствует
Государственному образовательному стандарту.
Основная профессиональная образовательная программа по специальности
включает в себя все обязательные дисциплины, предусмотренные ГОС,
соблюдает обязательный минимум содержания каждой учебной дисциплины.
Профессиональная образовательная программа соответствует требованиям
ГОС в части содержания, объема, системы контроля и нормативной
обеспеченности их выполнения.
Наряду с обязательными дисциплинами в программах широко представлены
дисциплины по выбору, факультативные дисциплины.
Образовательные программы реализуются в филиале в двух формах: очной
и заочной.
В структуре учебных планов соблюдаются государственные нормы
соотношения объема часов по блокам дисциплин, по объемам
теоретического обучения и практической подготовки, формам и
количеству промежуточных аттестаций, соблюдаются общие нормативы
учебной нагрузки студентов и ее объем.
Текущая и итоговая аттестация студентов свидетельствует о достаточно
высоком уровне их теоретической и профессиональной подготовки.
В филиале созданы необходимые условия, определяющие качество
подготовки специалистов. Высокий уровень кадрового состава,
научно-исследовательская деятельность, достаточная
материально-техническая база и социально-бытовые условия.
Вместе с тем существует целый ряд проблем внутреннего и внешнего
характера, от решения которых зависит дальнейшее развитие подготовки
специалистов в филиале.
К числу приоритетных направлений развития филиала относится
совершенствование структуры образовательной деятельности.
Наиболее актуальной, важной и сложной задачей является
совершенствование содержания профессионального образования:
• фундаментализация предметных знаний за счет повышения их
наукоемкости, обогащения учебных дисциплин идеями, выражающими
современные научные воззрения;
• обновление профессиональных образовательных программ по
специальности с учетом накопленного опыта;
• совершенствование исследования, организации и контроля
самостоятельной работы студентов, формирования у них умения
заниматься самообразованием;
• осуществление комплексного подхода к обеспечению учебного процесса
в реализации требований всех блоков ГОС;
• постоянное расширение поля общепрофессиональных и специальных
дисциплин с учетом профиля филиала;
• усиление внимания к программам специализации выпускников;
• совершенствование методики проведения промежуточной и итоговой
аттестации студентов.
Комиссия по самообследованию отметила, что не в полной мере
осуществляется учет проведенных преподавателями консультаций со
студентами, программы производственной практики студентов требуют
доработки в целях их конкретизации.
Большое внимание должно быть уделено дальнейшему улучшению
организации учебного процесса, более полному обеспечению учебных
дисциплин по всем формам обучения учебно-методической литературой.
Анализ учебно-методического обеспечения в разрезе элементов
учебно-методических комплексов (УМК) показал, что не все элементы
УМК разработаны в одинаковой степени. Комиссия рекомендует обратить
особое внимание на создание банков тестовых заданий, как одного из
инструментов проверки знаний студентов при проведении промежуточных
и итоговых аттестационных мероприятий. Также комиссия отметила, что
для более эффективного ведения образовательного процесса необходимо
пополнение и обновление справочно - библиографической литературы.
Также необходимо активизировать работу по созданию собственных
учебно-методических материалов по дисциплинам специализаций, а также
изданию учебников с грифом Министерства образования.
В области научно-исследовательской деятельности необходимо
преодолеть неравномерность участия кафедр в проведении НИР, а также
инициировать вовлечение в научную работу большего количества
преподавателей и студентов.
Исключительное значение для решения обозначенных проблем имеет
укрепление материально-технической базы филиала. Комиссия по
самообследованию считает необходимым не останавливаться на
достигнутых результатах в области оснащения учебного процесса
компьютерной техникой и рекомендует создать собственный спортивный
комплекс.
Кроме этого, комиссия рекомендует снизить средний возраст
преподавателей за счет привлечения к преподаванию молодых
перспективных специалистов, а также увеличить число штатных
преподавателей по дисциплинам цикла общих математических и
естественно-научных дисциплин.
Общий анализ всех направлений деятельности филиала показывает, что
он в настоящее время удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к
учебным заведениям при комплексной оценке деятельности вуза.
Комиссия отмечает полную готовность филиала к работе внешней
комиссии по комплексной оценке его деятельности.