ПЯТИГОРСКИЙ ИНСТИТУТ КУРОРТНОЙ РЕКРЕАЦИИ И ГОСТЕПРИИМСТВА - ФИЛИАЛ РОССИЙСКОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ ТУРИЗМА
ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Условия, обеспечивающие качество подготовки специалистов
6.1. Качество кадрового обеспечения подготовки специалистов
6.3. Качество материально-технической
базы
6.1. Качество кадрового обеспечения подготовки специалистов
Рисунок 6.1.1. Качественный состав ППС
Если же обратиться к данным о профессорско-преподавательском соcтаве за последние три года, то можно проанализировать тенденции развития преподавательского коллектива. За три года количество преподавателей возросло, количество сотрудников, имеющих ученую степень, звание, увеличилось (см. табл. 6.1.1).
Таблица 6.1.1 Динамика качественных и количественных показателей ППС за период с 2008 по 2010 годы
Данные, представленные в таблице 6.1.1, показывают, что качественный и количественный состав ППС не отклонялся от установленных норм.
Таким образом, за 3 года общее количество преподавателей возросло, что объясняется следующими причинами:
1) возросшей популярностью филиала среди абитуриентов и, как следствие, ростом студенческого контингента; 2) разработкой и внедрением инновационных проектов, что является существенным привлекающим фактором, как для профессиональных преподавателей, так и для специалистов-практиков, желающих реализовать себя в образовательной сфере.
За последние годы в увеличилось число «остепененных» сотрудников среди ППС. Причем, количество преподавателей, имеющих ученую степень доктора наук, звание профессора возросло с 1 человека до 5 человек. Эти данные подтверждают тот факт, что филиал привлекает сотрудников возможностью научного творчества и реализации собственных научных разработок.
Рисунок 6.1.3. Структура состава ППС Основной (штатный) персонал - 14 человек, т.е. 53,8 % от общего количества преподавателей. Из основного (штатного) персонала имеют ученую степень и/или ученое звание 9 человек (64,3%). За последние 3 года число штатных преподавателей увеличилось в 1,5 раза, количество сотрудников, имеющих ученые степени и звания - в 4 раза. Изменения качественного и количественного состава штатных преподавателей за 3 года период представлены в таблице 6.1.2. Таблица 6.1.2 Динамика количественных и качественных показателей ППС
За исследуемый период относительное количество преподавателей, имеющих степень, несколько возросло, а доля преподавателей без степени и звания несколько понизилась. Эти формальные количественные изменения на самом деле свидетельствуют о новых тенденциях в кадровой политике филиала. Если на начальном этапе образовательной деятельности самым важным представлялось, прежде всего, обеспечить учебный процесс квалифицированными кадрами, то к настоящему моменту эта задача стала неразрывно связываться с необходимостью постепенного «омоложения» коллектива. Следовательно, преподавательский контингент значительно пополнился за счет молодых перспективных сотрудников, аспирантов. Кроме того, очевидно и влияние факторов, указанных при анализе динамики общего количества ППС. Численность персонала, работающего в 2009 - 2010 году на условиях внутреннего совместительства, составила 6 человек. На протяжении деятельности филиала общее количество внешних совместителей существенно не менялась, однако их доля относительно общего числа ППС снизилась.
Как видно из рисунка 6.1.5., доля штатных внешних совместителей имеет тенденцию к снижению, что происходит под влиянием следующих факторов: 1) часть внешних совместителей становятся штатными сотрудниками; 2) количество ППС растет, что естественным образом приводит к снижению доли совместителей относительно общего числа преподавателей. В настоящее время число педагогических работников, привлекаемых по трудовому договору (на условиях почасовой оплаты труда) - 1 человек (около 3,7% от общего числа ППС). Таблица 6.1.4 Динамика изменения числа ППС, привлекаемого на условиях почасовой оплаты труда
Данные колебания числа преподавателей - «почасовиков» относительно общего количества на протяжении 4 лет связано с циклическими процессами, происходящими в развитии филиала. В 2008-2009 учебных годах доля этих сотрудников несколько возросла в связи с необходимостью притока новых кадров. Затем, произошло снижение их доли «почасовиков» относительно общего числа ППС, так как часть из них стали штатными преподавателями. По итогам самообследования было выявлено, что качественный состав коллектива педагогических работников филиала не только соответствует установленным нормативам, но и несколько превышает их (см. таблицу 6.1.5). Таблица 6.1.5
Анализ возрастного состава преподавательского коллектива позволил выявить следующие показатели. Более трети коллектива - 31,4% преподавателей имеют возраст до 40 лет, 54,2% - от 41 до 60 лет, и 14,2% преподавателей пожилого возраста, т.е. старше 60 лет. Средний возраст преподавателей филиала в настоящее время составляет 38 лет. За период с 2007 по 2011 год средний возраст преподавателей уменьшился более чем на 8 лет (с 48 до 38 лет). (См. табл. 6.1.6.) Таблица 6.1.6 Изменения возрастного состава преподавателей Филиала
Проследим динамику изменений возрастного состава ППС филиала.
Как видно из графика, относительная численность старших возрастных групп (более 61 года), в целом, имеет тенденцию к снижению. Увеличение в 2007-2010 годах доли преподавателей средних возрастных групп (от 41 до 60 лет) связано с переходом ряда преподавателей филиала в более старшую возрастную группу. Количество преподавателей в младших возрастных группах растет, что является фактором, стимулирующим дальнейшее развитие научно-педагогического потенциала коллектива филиала.
Наиважнейшим показателем продуктивности работы ВУЗа является качество подготовки специалистов, которое находится в прямой зависимости от профессионального уровня профессорско-преподавательского состава (ППС). В соответствии с этим филиал проводит кадровую политику, соответствующую современным требованиям. С этой целью функционирует система поэтапного процесса привлечения и отбора педагогических кадров.
Таблица 6.1.7 Повышение квалификации преподавателями филиала за период
Кроме того, процесс повышения квалификации охватывал также не только обучение по внутривузовской программе, но и поездки на конференции. В данных мероприятиях за отчетный период приняли участие 9 человек.
По качеству ППС, привлекаемого к образовательной деятельности в филиале по программам высшего профессионального образования, выявлены следующие показатели.
В 2009 - 2010 году к преподаванию по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ) был привлечено 10 человек. Из них преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, - 5 человек (50,0%).
Анализ показал, что за истекшие 3 года в структуре ППС происходили следующие изменения: количество преподавателей данного цикла дисциплин возросло на 4 человека, количество сотрудников, имеющих ученую степень и звание, возросло в 1,6 раз.
Это происходит за счет привлечения к работе в филиале квалифицированных специалистов из других вызов и организаций.
Штатных преподавателей, работающих по дисциплинам данного цикла, насчитывается 4 человека (40,0% от общего количества преподавателей данного цикла), из них имеют ученую степень, ученое звание 2 человека (50,0%). Совместители, преподающие дисциплины данного цикла, составляют 6 человек (60,8% от общего числа преподавателей ГСЭ). Из них имеют ученое звание, степень 3 человек (50,0%).
За отчетный период общее количество нештатных сотрудников возросло на 2 человека, преподавателей, имеющих ученую степень, звание - в 1,5 раза.
В целом качественные показатели нештатного ППС имеют тенденцию к росту, что связано с повышением популярности филиала, а также работой, проводимой филиалом по привлечению и отбору персонала.
Таким образом, соотношение качественных показателей штатного и нештатного персонала, работающего по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, можно отобразить в диаграмме
Анализ возрастного состава ППС, привлекаемого по данному циклу показал, что средний возраст ППС, привлекаемого к преподаванию цикла ГСЭ, равен 54,2 годам, среди штатных преподавателей - 52 годам, среди нештатных - 55,7 годам.
К преподаванию по циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин привлечено 7 человек, Всего по данному циклу преподавателей имеющих ученую степень, ученое звание - 3 человека (100%), из них докторов наук, профессоров - 1 человек (33,3% от общего числа).
За последние 3 года количество преподавателей цикла ЕН увеличилось на 2 человека. Количество преподавателей, имеющих ученую степень, звание -в 1,4 раза. Штатных преподавателей цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин - 3 человек (28,5%). Среди штатных преподавателей, работающих по данному циклу дисциплин, число сотрудников, имеющих ученое звание, ученую степень, составляет 2 человека, (т.е. 66,6%). (См. рис. 6.1.14.)
Совместителей по циклу ОМ и ЕНД в 2010-2011 году насчитывалось 4 человека, из них: сотрудников с учеными степенями и званиями - 2 человека (50%)
Анализ показал, что за последние 3 года качественный состав ППС, привлекаемого по циклу ЕН заметно улучшился, поскольку доля преподавателей, имеющих ученую степень, звание возросла в 4 раза.
На 2009-2010 учебный год средний возраст преподавателей, привлекаемых к работе по циклу ЕН составил 52 года. Средний возраст штатного персонала - 50 лет, средний возраст нештатных сотрудников - 52 года.
Далее представлены результаты анализа преподавательского состава, привлекаемого к преподаванию по дисциплинам Циклов общепрофессиональных и специальных дисциплин привлечен 12 человек. Штатными из них являются 5 человек (41,6%). Из общего количества преподавателей, имеющих ученое звание, ученую степень - 7 человек (58,3%). Среди них профессоров, докторов наук 2 человека (16,6% от общего количества преподавателей по данной специальности по циклам ОПД и СД). В числе штатных преподавателей имеют ученую степень, ученое звание 4 человек (66,6%). На полную ставку работают 6 человек (66,6%).
Анализируя изменения структуры профессорско- преподавательского состава, привлекаемого к преподаванию по данной специальности с 2009 по 2010 годы, можно сделать следующее заключение.
По данным на 2008-2010 учебный год количество преподавателей по данной специальности составляло 6 человек. Из них имели ученые степени и звания 3 человека (50,0%). Штатных преподавателей - 3 человека (50%), все они имели ученую степень кандидата наук, звание доцента (100%). На полную ставку работали 3 человека.
Таким образом, за отчетный период в развитии ППС по специальности 080507 (061100) Менеджмент организации можно выявить следующие тенденции:
Средний возраст ППС по данной специальности составляет 36,2 лет. Для штатных сотрудников этот показатель равен 36 годам, для совместителей -37.
В качестве перспективных задач дальнейшего развития можно выделить следующие.
1) Подготовка квалифицированных кадров из числа студентов Филиала. 2) Понижение среднего возраста преподавателей за счет привлечения к преподаванию молодых перспективных специалистов. 3) Увеличение числа штатных преподавателей по дисциплинам цикла общих математических и естественно-научных дисциплин. 4) Приглашение на преподавательскую работу юристов, экономистов и др. специалистов-практиков, работающих в различных отраслях.
6.2. Качество научно-исследовательской и научно-методической работы
Общая характеристика научно-исследовательской деятельности
Научно-исследовательская деятельность в филиале является неотъемлемой частью учебного процесса студентов и профессорско-преподавательского состава.
Филиал осуществляет научную деятельность не только в силу объективной необходимости создания стратегического потенциала и репутации в научной и образовательной сферах. Для будущего филиала не менее значимо наиболее полное раскрытие способностей профессорско-преподавательского состава и студентов, реализация новых возможностей финансирования и сотрудничества и достижения тем самым все более и более высоких рубежей развития.
В настоящий период формирования традиций и облика филиала руководство прилагает большие усилия для того, чтобы научная деятельность стала частью повседневной деятельности вуза и поводом для искренней гордости коллектива и студентов.
Научная деятельность филиала направлена на повышение качества образовательных услуг по следующим основным направлениям:
- актуализация содержания учебных курсов за счет включения в них новейших научных знаний, полученных научно-педагогическими работниками; - развитие перспективных форм обучения, возможных благодаря самостоятельному научному поиску студентов и использованию результатов научно-методической работы; - повышение общей культуры преподавания за счет исследовательского опыта, накопленного молодыми преподавателями под руководством опытных ученых.
В настоящий момент основными направлениями деятельности филиала для начала научно-исследовательских работ являются:
• развитие научных кадров, в т. ч. стимулирование научной деятельности студентов; • создание условий для проведения эффективных НИР, в т. ч. поиск источников финансирования; • информационная деятельность.
Научные исследования осуществляются на кафедрах, а также распределено, с использованием мощностей других организаций.
Преподаватели филиала постоянно повышают свой научный уровень, многие из них обучаются в аспирантуре и проводят научно-исследовательские работы в области экономики, педагогики.
Результаты исследований постоянно используются в учебном процессе. Все молодые ученые ведут преподавательскую работу и постоянно используют результаты своих диссертаций в материалах учебных курсов.
Преподаватели филиала принимают активное участие в различных научных конференциях.
Благодаря научно-исследовательской работе были интегрированные курсы: Менеджмент. Базовый курс; Менеджмент. Продвинутый курс.
Научно-методическая работа
За 3 года силами сотрудников филиала была проведена и проводится научно-методическая деятельность, связанная с разработкой новых технологий обучения, в частности по направлениям:
Основы Интернет-обучения; Разработка технологических образовательных систем; Разработка базы данных вузов, предлагающих образование по туристскому профилю; Основы стандартизации в системе открытого образования; Научно-методическая работа планируется филиала в рамках его научного профиля.
Открытое образование во всем мире рассматривается, как возможность рационального сочетания различных форм обучения для достижения максимальной эффективности образовательного процесса. Открытое образование направлено на получение качественных знаний и развитие личности.
Процесс обучения в Филиале организован с учетом требований, определяемых условиями открытого образования. Методическое обеспечение учебных планов регулярно актуализируется. Качество учебного материала регламентируется методическими указаниями, специально разработанными для авторов-разработчиков курсов.
6.3. Качество материально-технической базы
Филиал располагает современной материально-технической базой. В настоящее время филиал ведет образовательную деятельность на учебных территориях общей площадью 1430.3 кв. м.
За последние
несколько лет и до настоящего момента филиал проводил
работу по
увеличению учебных и административных площадей. На данных территориях находятся помещения административного отдела, компьютерный класс, библиотека, аудитории для лекционных и семинарских занятий, учебные аудитории, оснащенные компьютерной и оргтехникой, а также другими техническими средствами обучения, технические и вспомогательные помещения.
Непрерывное совершенствование форм и методов обучения студентов требует особого внимания к уровню технической оснащенности вуза современными техническими средствами.
В результате модернизации компьютерного парка и замены компьютеров на более совершенные (Pentium III и Pentium IV) появляется возможность в настоящее время проводить занятия, используя современные программные продукты.
С целью оперативного решения вопросов тиражирования документов в структурных подразделениях филиала имеются ксероксы.
Для демонстрации иллюстративного материала лекционные аудитории оборудованы комплексами в составе: мультимедийный проектор и ПЭВМ.
С целью внедрения новых информационных технологий в учебную, научно-исследовательскую, научно-методическую работу и административно-управленческую деятельность а Филиале созданы локальные сети и обеспечен выход в Интернет.
Филиал придает большое значение вопросам физической культуры студентов, преподавателей и сотрудников. Занятия по физическому воспитанию проводятся у студентов очной формы обучения на 1 - 3 курсах по 4 часа в неделю согласно приказу № 777 от 26.07.94 г. и на основе Государственного образовательного стандарта в объеме 408 учебных часов. Для студентов 1-3 курсов занятия обязательные. В филиале работают спортивные секции по различным видам спорта.
Ежегодно, начиная с 2003 года проводится «Посвящение в студенты» -(туристическая полоса и др.).
Медицинское обслуживание студентов.
За прошедший период медицинскими работниками была проделана следующая работа: • Проведено прикрепление пациентов к участковым терапевтам. • Сформированы группы активного наблюдения за больными с хроническими заболеваниями. • В течение года проводится диспансеризация студентов. • Выдаются студенческие справки пациентам с временной утратой трудоспособности. • Проводятся профилактические прививки против дифтерии, гриппа. • Ежегодно проводилось флюорографическое обследование студентов. • Филиал занимается организацией досуга студентов: Организуются и проводятся мероприятия к календарным и народным праздникам, тематические вечера и дискотеки; традиционным стал конкурс фотографий студентов «Нам улыбается солнце»; регулярно организуются экскурсионные поездки и походы в музеи и рекреационные парки г. Пятигорска и Кавказских Минеральных Вод.
Организация питания студентов, преподавателей и сотрудники в филиала осуществляется в пунктах общественного питания с горячей пищей в ассортименте.
По результатам анализа качества материально-технической базы филиала комиссия по самообследованию сделала следующие выводы.
За прошедшие три года в филиале параллельно увеличению числа студентов и слушателей и других категорий обучающихся, произошло увеличение и улучшение аудиторного фонда:
- были дополнительно арендованы новые учебные площади; - реконструированы и отремонтированы учебные помещения; - закуплена новая мебель для учебных аудиторий; - оборудован новый компьютерный класс.
Это дало возможность обеспечить филиал аудиториями, в целом соответствующими современным требованиям к организации учебного процесса.
Вместе с тем ощущается относительная нехватка специализированных учебных аудиторий. В частности для проведения видео-тренингов, разбора конкретных учебных ситуаций, деловых игр.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание
1. Организационно-правовое обеспечение
деятельности Пятигорского института курортной рекреации и
гостеприимства - филиала негосударственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования - Российская
международная академия туризма
4. Содержание подготовки специалистов
5.3. Качество знаний студентов по
итоговой аттестации выпускников 6.2. Качество научно-исследовательской и научно-методической работы
6.3. Качество материально-технической
базы
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||